General Motors Corporation образовалась в результате объединения нескольких производителей автомобилей. Старейшая из образовавших корпорацию компаний была основана Р. Э. Олдсом в 1892 году в Детройте под названием Olds Motor Vehicle Company. На рубеже веков также в Детройте Генри Лиланд, до этого работавший на заводе Олдса, основал Cadillac Automobile Company. а Дэвид Бьюик — Buick Motor Company. Для избежания конкуренции, в 1903 году по инициативе директора Buick Уильяма Дюранта была создана корпорация General Motors, в которую вошли Olds Motor Vehicle Company и Buick, в 1909 году к ним присоединились компании Cadillac и Oakland (переименованная в Pontiac). В последующие годы General Motors поглотила ряд небольших производителей автомобилей, в 1918 году в состав корпорации вошла компания Chevrolet, а в 1920 году — канадская McLaughlin Motor Company, позже ставшая дочерней компанией General Motors of Canada Limited. Также в 1920 году была присоединена Dayton Engineering Laboratories, компания изобретателя стартера Чарльза Кеттеринга ( Charles F. Kettering ), а сам Кеттеринг стал научным директором GM. В 1917—1919 годах до 90 % продукции GM было военного назначения [7] .
В 1923 году президентом GM стал Альфред Слоун (занимал этот пост до 1956 года), под его руководством началась зарубежная экспансия корпорации: в 1925 году была куплена британская компания Vauxhall Motors, а в 1931 году — немецкая Adam Opel; также была значительно увеличена доля на американском рынке — с 12 % в 1921 году до 44 % в 1941 году. С 1940 по 1945 год GM произвела военной продукции на 12,3 млрд долларов, в том числе 1300 самолётов и четверть всех авиационных двигателей в США. На войну в Корее также было направлено до 19 % производственных мощностей GM [7] .
1950-е годы были отмечены рядом новшеств в автомобилях, производимых GM. С 1950 года все марки автомобилей стали доступны с автоматической коробкой передач. с 1955 года — восьмицилиндровые двигатели. была улучшена аэродинамика машин, электропитание переведено с 6 на 12 вольт, появились усилители руля и тормозов, а также кондиционеры и ремни безопасности. Однако с середины 1950-х всё большую популярность в США начали приобретать европейские автомобили. В 1956 году продажи детройтских гигантов автомобилестроения (GM, Ford. Chrysler ) упали на 15 %, в 1957 году в США импорт машин превысил их экспорт, ввезённые автомобили составили 8 % от продаж в США, в то время как доля GM на рынке в 1959 году снизилась до 42 %. В 1960-х положение компаний усугубилось беспорядками в обнищавших пригородах Детройта. На трудности GM прореагировала расширением сферы деятельности: корпорация начала заниматься бытовой техникой, страхованием, локомотивами, электроникой, подшипниками, банкингом и финансовыми услугами. Благодаря этому рентабельность инвестиций у GM в конце 1960-х выросла с 16,5 % до 25,8 % (в среднем по отрасли — 13 %) [7] .
В 1974 году цена на нефть резко возросла вследствие введения эмбарго на импорт из стран ОПЕК. также в США был принят закон, вводивший жёсткие ограничения на загрязнение воздуха, что в сумме сильно ударило по GM, также как по Ford и Chrysler. В 1980-х годах выручка GM неуклонно снижалась, но в то же время было потрачено более 60 млрд долларов на обновление модельного ряда автомобилей, а также на модернизацию заводов. В 1984 году была куплена компания Electronic Data Systems (связь и хранение данных), а в 1986 году компания Hughes Aircraft (самолёты). В 1990 году GM приобрела 50-процентную долю в шведском автопроизводителе Saab Automobile AB, тогда же была создана дочерняя компания по производству малолитражных автомобилей в Теннесси Saturn Corporation. За три года (1990—1992) чистый убыток корпорации составил в сумме 30 млрд долларов, доля на рынке США сократилась до 35 % [7] .
В 1992 году GM возглавил Джэк Смит, которому доверили дело возрождения корпорации. Уже в том же году численность персонала в центральном офисе была сокращена с 13 500 до 2300, к 1996 году было закрыто 24 завода и уволено 65 тысяч сотрудников, проданы подразделения по производству деталей. Эти меры, а также снижение курса доллара (что делало импортные товары дороже), позволило в 1993 году получить чистую прибыль $2,47 млрд при обороте $138,22 млрд, а в 1995 году чистая прибыль составила $6,88 млрд при рекордной выручке $163,86 млрд. Однако доля на рынке продолжала падать, до 31 % в 1995 году и ниже 30 % в 1999 году. Сокращение доли на домашнем рынке корпорация попыталась компенсировать расширением присутствия на азиатском и европейском рынке: в 1999 году была куплена 20-процентная доля в Fuji Heavy Industries, производителе автомобилей Subaru ; в 2000 году также 20 % в компании Fiat Auto S. p.A. и установлен полный контроль над Saab; в 2002 году куплена часть южнокорейской Daewoo Motor Company [7] .
Начало XXI века: банкротство и возрождение
В конце первого десятилетия XXI века финансовое состояние GM сильно ухудшилось. 1 июня 2009 года компания приступила к процедуре банкротства (статья 11-я федерального закона США о банкротстве) — в суд Южного федерального округа Нью-Йорка был подан соответствующий иск. Согласно условиям банкротства, правительство США предоставило компании около $30 млрд, а взамен получило 60 % акций концерна, правительство Канады — 12 % акций за $9,5 млрд, Объединенный профсоюз работников автомобильной промышленности США (ОПРАП) — 17,5 % акций. Остальные 10,5 % акций разделили между собой крупнейшие кредиторы концерна. Президент США Барак Обама заявил, что государство не планирует контролировать GM всегда и избавится от контрольного пакета акций, как только улучшится финансовое положение концерна [8]. В результате 10 июля 2009 года [9] была создана новая независимая компания General Motors Company. Старая GM (General Motors Corporation) была переименована в Motors Liquidation Company .
Предполагалось, что после банкротства концерн будет разделен на две компании, в первую из которых войдут наиболее убыточные подразделения, а во вторую — наиболее прибыльные Chevrolet и Cadillac. В частности, в 2009 году GM планировала продать убыточный Opel. и одним из претендентов на покупку являлся консорциум компании Magna International и российского Сбербанка. Однако в начале ноября GM приняла решение оставить Opel себе, мотивируя это наметившимся выходом отрасли из кризиса и нежеланием уходить с рынка малолитражных автомобилей [10] .
В конце 2010 года GM провёл публичное размещение акций, ставшее одним из крупнейших в истории. В ходе размещения правительства США и Канады, ставшие основными акционерами при банкротстве в 2009 году, реализовали свои акции на общую сумму $23,1 млрд [11] .
Собственники и руководство
На 27 января 2016 года было выпущено 1,5 млрд акций, у компании было 447 зарегистрированных акционера [2] .
- Мэри Барра — председатель совета директоров с 2016 года и главный исполнительный директор (CEO ) с 2014 года; в компании с 1980 года.
- Дэниел Амманн — президент с 2014 года [12] .
Деятельность
Компания General Motors состоит из четырёх подразделений:
- Северная Америка (GM North America) — разработка, производство и продажа автомобилей марок Buick, Cadillac, Chevrolet и GMC в Северной Америке. В 2015 году оптовые продажи в этом регионе составили 3,558 млн автомобилей, что составляет 60,5 % от всех проданных оптом автомобилей компании. Конечным потребителям в Северной Америке было продано 3,612 млн автомобилей GM, из них на США пришлось 3,082 млн, доля на рынке страны составляет 17,3 %, на рынке региона в целом — 16,8 %; по оценкам компании, она является лидером в этом регионе. Выручка этого подразделения в 2015 году составила $106,6 млрд.
- Европа (GM Europe) — в 2015 году в Европе было продано 1,127 млн автомобилей компании GM. Наиболее значительно присутствие компании в Великобритании (312 тысяч автомобилей, доля на рынке 10,2 %), Германии (244 тысячи и 6,9 % соответственно), России (68 тысяч и 4,2 %). Занимает седьмое место в регионе. Выручка этого подразделения в 2015 году составила $18,7 млрд.
- Международные операции (GM International Operations) — включает деятельность в Азиатско-Тихоокеанском регионе, на Ближнем Востоке и в Африке. Здесь компания в 2015 году продала 4,525 млн автомобилей (доля на рынке 10,3 %, второе место), из них в Китае — 3,73 млн (доля на рынке 14,9 %, первое место по собственным оценкам компании) Основные марки: Buick, Chevrolet и Cadillac, а также местные Baojun и Wuling. Это крупнейший регион по объёму розничных продаж конечным потребителям, однако почти все автомобили производятся на совместных с китайскими компаниями предприятиях и они не учитываются в объёме оптовых продаж. Собственно компанией General Motors в этом регионе было произведено и продано оптом 588 тысяч автомобилей, или 10 % от общего объёма оптовых продаж. Выручка этого подразделения в 2015 году составила $12,6 млрд.
- Южная Америка (GM South America) — в Южной Америке было продано 645 тысяч автомобилей, из них 388 тысяч в Бразилии (в этой стране доля на рынке составила 15,1 %, в целом в регионе — 15,4 %); по оценкам компании, она является лидером в этом регионе. Выручка этого подразделения в 2015 году составила $7,8 млрд [2] .
Через дочернюю компанию GM Financial оказываются финансовые услуги: кредитование дилеров и конечных покупателей, страхование; из $152 млрд выручки General Motors в 2015 году на GM Financial пришлось $6,4 млрд [2] .
Автомобильные марки
Джи-Эм тесно сотрудничает с рядом компаний, разделяя рынки сбыта и производя совместную разработку автомобилей и двигателей. Среди таких компаний Fiat Auto SpA of Italy (марки Fiat. Alfa Romeo. Lancia. Ferrari. Maserati ), Fuji Heavy Industries Ltd. (Subaru ), Isuzu Motors Ltd. (разработка для GM коммерческих автомобилей и дизельных двигателей, марка Isuzu ), Suzuki Motor Corp. of Japan (Suzuki ).
Кроме того, GM являлась держателем крупнейшего пакета акций компании GM Daewoo Auto & Technology Co. of South Korea (торговая марка Daewoo ), которая была упразднена в начале 2011 года.