Впервые за долгое время можно констатировать стабилизацию цен на автомобили: в первой половине 2016 года они менялись, но совсем не так рьяно, как до этого. При этом их уровень все равно вызывает непроизвольную брань у тех, кто давно не интересовался состоянием авторынка.
Большая часть среднеценовых моделей за последние месяцы не дорожала: например, стабильны прайс-листы на Lada Granta и Kalina, Renault Logan и Duster, Volkswagen Polo, Hyundai Solaris, Toyota RAV4 и Camry.
Изменение цены на отдельные модели также можно списать на тонкую настройку прайса, например, на 11 тысяч рублей подорожал седан Ford Focus 1.6 5MT SYNC Edition (до 981 тысячи), 10 тысяч за счет незначительного изменения комплектации прибавил Kia Rio 1.6 Comfort MT (681 900 рублей), на 30 тысяч повысилась цена на Nissan Qashqai 1.2 MT XE (до 1,099 млн рублей). Есть примеры и обратной корректировки цены, например, по сравнению с апрелем чуть доступнее стали Citroen C4 Sedan и Mazda6.
Несмотря на первое повышение цены Lada Vesta по-прежнему сохраняет статус одного из самых дешевых автомобилей сегмента. Например, в мае версия Comfort прибавила в цене 12 тысяч и теперь стоит от 582 тысяч рублей (двигатель — 106 л. с. коробка передач механическая), однако это все равно ощутимо дешевле, чем иномарки сравнимого класса. Например, после очередного повышения Hyundai Solaris 1.4 в близкой комплектации стоит 695 900 рублей, то есть более чем на 100 тысяч дороже, а 90-сильный Volkswagen Polo Trendline, дооснащенный до уровня Vesta Comfort, обойдется в 664 480 рублей.
В целом же стоимость автомобилей замерла на отметке, которая соответствует историческому максимуму. Локальный пик цен был зафиксирован в марте 2015 года, когда после тяжелой зимы курсы валют были сравнимы с нынешними, однако теперь цены уверенно перекрыли тот «рекорд».
Для сравнения, вот как менялась цена на популярный Renault Logan. Мы выбрали комплектации Confort 1.6, 5MT. В начале 2015 года она стоила 548 500 рублей, затем подорожала до 565 500 рублей, но летом того же года на волне повышения цен на нефть и укрепления рубля снизилась до 543 500 рублей. Однако уже с января этого года такой Logan стоит 605 970 рублей, и вот уже полгода цена остается стабильной.
Сегмент сверхдешевых
Сколько стоит самый дешевый новый автомобиль в России? Вопрос несколько спекулятивен: говорим ли мы о декларативной цене, которая фигурирует в рекламе, или о реальной стоимости новых авто в наличии да еще и в интересной для нас комплектации?
Например, формально самым дешевым автомобилем сейчас является Ravon Matiz (бывший Daewoo Matiz) за 314 тысяч рублей, однако обзвон дилеров в нескольких регионах России показал, что купить его крайне сложно. В большинстве центров нам предложили Matiz по цене от 380 тысяч (что, в целом, тоже неплохо), а о перспективах купить самую доступную комплектацию высказывались неопределенно, ссылаясь на временное их отсутствие.
Китайские марки предлагают, на первый взгляд, умеренные цены на свои автомобили, но, например, FAW V5 по цене менее 400 тысяч — это машины 2013 (!) года выпуска, тогда как за прошлогодние просят почти полмиллиона, а новых не предлагают вообще. Lifan заявляет стоимость седанчика Celliya от 364 900 рублей, однако речь о машинах 2014 года выпуска, тогда как 2015 год стоит неожиданно дороже: от 509 900 рублей.
Базовые Lada Priora и Granta (от 390 и 384 тысяч соответственно) с 8-клапанными моторами имеют комплектацию, которая лучше «жигулевской» разве что на АБС и одну подушку безопасности, а средне укомплектованная Granta с кондиционером стоит порядка 450 тысяч рублей.
Сегодня ценовые рубежи таковы: до 400 тысяч рублей разумнее обратить внимание на предложения вторичного рынка. В диапазоне 400−600 тысяч рублей доминирует продукция АвтоВАЗа и самые доступные комплектации иномарок, многие из которых предлагают лишь на бумаге.
Автомобили, которые мы раньше называли «бюджетными иномарками», теперь стоят порядка 600−800 тысяч рублей, около 1 млн рублей стоят средние комплектации гольф-классников (Focus, Octavia, Cee’d), а кроссоверы за исключением машин на «дастеровской» платформе перевалили за 1 млн рублей, причем комплектации с автоматом и полным приводом как правило стоят 1,3−1,5 млн.
При этом у большинства компаний действуют программы скидок и спецпредложений, однако заманчивые суммы в рекламе зачастую подразумевают, что вы воспользуетесь сразу несколькими программами, например, сдадите в трейд-ин старый автомобиль, выберете машину 2015 года выпуска и купите ее в кредит.
Будет ли откат?
Цены на автомобили коррелируют с колебаниями курсов валют, однако прошлый год, по признанию многих компаний, еще был годом сдерживания и надежд: прайс-листы корректировались не так сильно, как скакали курсы. В каких-то случаях, вероятно, компании торговали себе в убыток.
Например, Hyundai и Kia удерживали конкурентоспособную цену на свои бестселлеры Solaris и Rio, благодаря чему обе модели вышли в лидеры рынка среди иномарок, время от времени опережая по продажам даже куда более дешевую Lada Granta. Однако, судя по всему, компании были вынуждены отказаться от искусственного сдерживания цены, и корректировка стоимость обеих моделей проводилась неоднократно. Например, средние комплектации Solaris в период с января 2015 по апрель 2016 года подорожали более чем на 150 тысяч.
Судя по снизившейся амплитуде ценовых колебаний, нынешние цены уже близки к равновесным при данных условиях: цена нефти на уровне 50 долларов за баррель, доллар — 65−68 рублей. И хотя стоимость некоторых моделей выглядит устрашающе (чего стоит базовый VW Golf 1.6 по цене от 1.189 млн рублей), в настоящий момент «локальных» причин для снижения цен не просматривается. Более того, весенние заявления министра финансов РоссииАнтона Силуанова о том, что даже при дальнейшем удорожании нефти рублю не дадут окрепнуть за счет направления излишков в резервные фонды, подводят нас к мысли, что с нынешними ценами на автомобили нам придется жить еще достаточно долго.
Ценовая политика компаний в России во многом зависит от таких глобальных и не контролируемых ими факторов, как состояние мировой экономики, спрос на нефть и уровень политической неопределенности.
Что могут предпринять сами компании для снижения цены? В первую очередь, заняться глубокой локализацией производства, снижая количество компонентов, приобретаемых за валюту. Процесс уже идет, например, Volkswagen рассматривает перспективу изготовления заготовок для коленвалов на заводах КамАЗ, а АвтоВАЗ отказался от импортного (хотя и собираемого на АвтоВАЗе) мотора H4 для Lada X-Ray в пользу вазовского 16-клапанника. Любопытны и попытки представителей автопрома объединиться против производителей стального проката и вынудить их снизить цены за счет отказа от валютного номинирования цен и унификации сортов проката.
Читайте также
Какие автомобильные опции вскоре окончательно устареют?
Проблема в том, что повышение локализации — процесс очень медленный. Тем более даже российская сборка тех или иных компонентов не гарантирует отсутствие в их составе валютных составляющих.
Второй вариант: это запуск в производство новых моделей, адаптированных под наши реалии. Например, российский офис Renault спроектировал модель Kaptur, которая, имея платформу Duster, в имиджевом плане может потягаться с более дорогими моделями конкурентов. АвтоВАЗ, в свою очередь, очень контурно обрисовал планы запуска в России нового поколения сверхдешевых моделей по аналогии с моделью Renault Kwid в Индии. Ravon удивил нас самой доступной моделью с «автоматом» — базовый R2 (клон Chevrolet Spark) стоит от 389 тысяч рублей.
Как бы ни было, цены высоки именно сейчас, а перспектива их снижения — это в лучшем случае годы. И пока нам не остается ничего иного, как начать привыкать к тому, что «нормальная» машина теперь стоит от 1 млн рублей и выше.