Анализ ситуации на авторынке в цифрах

Анализ ситуации на авторынке в цифрахЕсли где-то убыло: вторичный авторынок бьет по тормозам

Продажи подержанных автомобилей в последние месяцы сбавляют обороты, что совпало с некоторой стабилизацией спроса на рынке новых машин. Однако о возвращении покупателей в дилерские шоу-румы говорить все еще не приходится — из пяти проданных автомобилей сегодня лишь один является новым.

Вторичный авторынок, который активно рос на протяжении первого полугодия, с июля резко снизил темпы роста, а в сентябре и вовсе достиг нулевой отметки. Так, за первый осенний месяц россияне купили 461,5 тыс. автомобилей с пробегом (-0,1%), согласно данным агентства «Автостат». Таким образом, спрос на подержанные машины ушел в небольшой минус впервые после семи месяцев роста. В целом за январь-сентябрь владельцев сменили 3 млн 835 б/у авто, что на 7,4% больше по сравнению с прошлым годом.

Как отмечают эксперты «Avito Авто», российский авторынок зависит от макроэкономических показателей, прежде всего — от курса национальной валюты. Как правило, после каждого падения рубля потребители в течение месяца приобретают автомобили, ожидая скачка цен. В 2016 году курс рубля стабилизировался, и темпы роста вторичного рынка тоже замедлились.

«На российский авторынок возвращается сезонность, которая была потеряна после обвала рубля в конце 2014 года. В прошлом году не пришла „автовесна“, к лету-осени многие потенциальные покупатели переключились на автомобили с пробегом, продажи которых стали активно расти. Пропала сезонность, а сейчас все возвращается на свои места», — рассуждает директор компании «ПодборАвто» Денис Еременко.

Действительно, рынок новых автомобилей в сентябре заметно снизил темпы падения, тогда как в предыдущие месяцы кривая продаж неумолимо ползла вниз. Однако участники отрасли не спешат говорить о начавшейся стабилизации спроса, а сентябрьское оживление среди покупателей связывают, скорее, со слухами о прекращении программ господдержки. Возможно, последний шанс приобрести новый автомобиль с хорошей скидкой привлек немало потребителей с вторичного рынка.

«Многие покупатели одновременно ставят на разные чаши весов новый и подержанный автомобиль. И возобновившийся спрос на новые машины негативно отразится на динамике вторички. Программы господдержки, скидки и спецпредложения стимулируют продажи новых авто. Вслед за падением спроса на автомобили с пробегом мы будем наблюдать коррекцию цен, однако на большие скидки рассчитывать не стоит, так как наблюдается скудность предложений», — комментирует Денис Еременко.

Впрочем, ситуация на рынке новых автомобилей вряд ли сможет кардинально измениться в ближайшей перспективе: цены на автомобили растут, а покупательная способность населения все еще падает, говорит директор направления «Автомобили с пробегом» ГК «Независимость» Артем Самородов. По его мнению, в случае продолжения падения продаж новых машин в 2017 году вторичный авторынок будет по-прежнему показывать рост, переманивая клиентов и усиливая падение сегмента новых авто.

Согласно совместному прогнозу PwC и «Avito Авто», по итогам 2016 года продажи автомобилей с пробегом вырастут на 7% до 5,3 млн единиц и в следующем году сохранят положительную динамику. Рынок новых машин в этом году сократится на 14% и составит 1,3 млн штук, а в 2017 году замедлит падение. Таким образом, на один проданный новый автомобиль сейчас приходится 4,1 проданных подержанных машины. Позитивную динамику вторичного авторынка эксперты связывают, прежде всего, с колоссальной разницей цен между новыми авто и машинами с пробегом. В 2016 году средневзвешенная цена нового автомобиля выросла на 43,7% до 1 млн 404 тыс. рублей, тогда как подержанные машины подорожали в среднем на 13,2% до 380 тыс. рублей. Однако со временем цены на последние тоже вырастут, и это приведет к тому, что соотношение новых и б/у авто будет дрейфовать в сторону стандартных для развитых рынков 2–2,5.

Иномарки не первой свежести

В отличие от рынка новых автомобилей, на вторичке наблюдается падение продаж отечественных машин, а драйверами спроса являются иномарки. Во многом это обусловлено снижением продаж автомобилей Lada и УАЗ на первичном рынке в прошлые годы, в то время как иномарочный парк увеличивался, и теперь это соотношение отражается на структуре продаж бэушек. Так, Лады, которые в силу огромного автопарка и своей дешевизны традиционно лидируют по объему реализации, по итогам января-сентября показали снижение на 3%, гласят данные «Автостата». На 16,7% ушли в минус ГАЗы, на 2,7% сократился спрос на вседорожники УАЗ. В то же время продажи самых популярных подержанных иномарок Toyota и Nissan увеличились на 12,6%, а самую значительную положительную динамику в январе-сентябре показали корейские Hyundai (+22,1%) и Kia (+28,3%), а также китайские Lifan (+30,9%) и Geely (+36%).

Как отмечают эксперты «Avito Авто», сейчас в структуре авторынка новых и подержанных машин существует перекос: в продажах новых машин значительно выше доля SUV по сравнению со вторичным рынком, в продажах подержанных авто — доля сегментов B и С, на которые приходится львиная доля отечественных марок. Но рано или поздно проданные новые SUV поступают на вторичный рынок, и их доля неизбежно растет, а доля сегментов B+C снижается, и спрос на отечественные авто вместе с ними.

Что касается динамики цен, наибольший рост стоимости показывают преимущественно автомобили возрастом 6–7 лет, а также до 3-х лет. К примеру, автомобили Toyota 2009–2010 года выпуска предлагаются в среднем за 964 тыс. рублей, за последний год подорожав в среднем на 33%. Значительный рост стоимости зафиксирован и у автомобилей Hyundai аналогичного возраста — их средний ценник увеличился на 28% и составил 517,9 тыс. рублей, говорят в «Avito Авто». Модели BMW, бывшие в эксплуатации до трех лет, прибавили в цене 28% и сегодня стоят в среднем 2 млн 463 тыс. 800 рублей. «С осени 2014 года стоимость новых „немцев“ поднялась на 30%, примерно в таких же цифрах мы наблюдаем рост их цены на вторичке. Сегодня можно продать BMW, купленный в 2014–2015 годах, по цене покупки нового. Это уникальная ситуация на автомобильном рынке», — констатирует Денис Еременко.

А вот машины старше семи лет в некоторых случаях даже подешевели. Так, средняя стоимость автомобилей Chevrolet снизилась на 18% до 248,6 тыс. рублей, а Daewoo — на 2%, хотя они и без того являются наиболее доступными на рынке со средним ценником в 101,5 тыс. рублей. «Покупатели знают, что эти марки ушли с российского рынка, вот и стали меньше их покупать, боясь, к примеру, остаться без запчастей», — отмечает директор GiPA Russia Александр Груздев. В основном же машины этого возраста все-таки выросли в цене — от 1,3% (Lada) до 14% (Audi). Дорожали автомобили и всех остальных возрастных групп.

По словам Артема Самородова, цены на автомобили с пробегом зависят от цен на новые машины, но реагируют с задержкой на 2–3 месяца, и это в большей степени относится к дилерскому сегменту. Что касается автомобилей постарше, то они «зависают» где-то в диапазоне 400–600 тысяч, и на них колебания ценообразования на новые машины не оказывают серьезного влияния. В этом сегменте действуют свои суровые правила — реальный спрос, объективное состояние, эксплуатационные характеристики.

Из рук в руки

Между тем эксперты выяснили, каким образом автовладельцы продают подержанные машины и с какими трудностями при этом сталкиваются. Согласно данным опроса, проведенного «Avito Авто», подавляющее большинство респондентов (88,3%) для продажи своего автомобиля размещали объявление в интернете. Системой трейд-ин и комиссионной продажей авто пользовались лишь 1,7% и 1,6% соответственно. Еще 8,4% указали в качестве метода продажи своего автомобиля иные способы: например, наклейка объявления на заднее стекло автомобиля, продажа на авторынке или знакомым.

Россияне предпочитают продавать автомобили самостоятельно из-за высокой маржинальности посредников, которая отражается в низкой оценке автомобилей продавцов, считает Денис Еременко. «Дилеров можно понять: это высокие риски, связанные с нестабильностью рынка, высокие проценты на оборотные средства, а также особенности с НДС, который „прилипает“ к выкупаемым автомобилям. В развитых странах существуют каталоги оценки рыночной стоимости автомобилей с пробегом, у нас таковых нет. Но даже если они и появятся, как корректировать статистику цен, если произойдут события подобные 2014–2015 годам?» — рассуждает эксперт.

Стоит отметить и неоднозначное отношение автовладельцев к перекупщикам автомобилей: 52,9% опрошенных рассказали, что во время продажи машины с ними связывались перекупщики, однако они отказались от таких услуг. Ведь перекупщики, как правило, максимально занижают стоимость автомобиля для получения наибольшей выгоды. Впрочем, 41% респондентов заявили, что для них непринципиально, кому продавать автомобиль, а 6,1% — приняли предложение перекупщиков.

Как говорят эксперты «Avito Авто», некоторые автовладельцы готовы продать машину жуликам, потому что те готовы заплатить за нее больше. Среди перекупщиков есть значительная доля мошенников, которые «скручивают» показания одометра и восстанавливают состояние машин для перепродажи, чтобы потом обмануть покупателя и продать машину подороже. С жуликами не по силам конкурировать и честным автодилерам — поэтому на аукционах нередко выигрывают именно они. Законопослушные игроки не могут «скрутить» одометр, поменять возраст машины или скрыть информацию об авариях — и потому потолок потенциальной прибыльности на вторичном рынке для них намного ниже.

В целом автовладельцы недовольны и оценкой стоимости своей машины по схеме трейд-ин. Так, почти в 36% случаев вырученная в трейд-ин сумма оказывалась ниже планируемой первоначально цены автомобиля менее чем на 5%. Еще 18% пользовавшихся этой услугой участников опроса «потеряли» от 5% до 10% стоимости авто. Более 20% сообщили, что вырученная сумма оказалась меньше на 10–20%, а почти четверть (25,6%) респондентов назвали потери более 20%.

Клиенту всегда будет казаться, что дилер выкупает его автомобиль по стоимости ниже рыночной, и это абсолютное заблуждение, утверждает Артем Самородов. К примеру, официальные дилеры зачастую имеют специальные задачи от импортеров по увеличению доли трейд-ин и продаж автомобилей с пробегом. А это приводит к тому, что дилер принимает автомобили дороже, чем в среднем по рынку, в особенности у профильных брендов. Кроме того, очевидные плюсы этой схемы заключаются в возможности быстрой продажи или обмена, отсутствии каких-либо рисков, получении дополнительных скидок на новый автомобиль.

Вопрос доверия

А вот эксперты «Avito Авто» считают, что продажа через трейд-ин менее выгодна для автовладельца по сравнению с самостоятельной продажей, хотя эта услуга позволяет сэкономить время и нервы — всю работу по продаже старой машины дилеры берут на себя. Кроме того, под такие программы подходят далеко не все подержанные авто: машину старше 7–10 лет или с пробегом больше 100 тыс. км дилеры просто могут не взять.

Что касается комиссионной продажи, главным ее недостатком подавляющее большинство опрошенных (72,2%), пользовавшихся данной услугой, назвали заниженную стоимость автомобиля. Также среди объективных минусов — долгое ожидание покупателя (38,9%) и плата за простой автомобиля, о чем сообщили 27,8% респондентов. Задержку выплат отметили 13,9% человек, а более 11% — нарушение договоренностей о взимаемом посредниками проценте с продажи транспортного средства.

По мнению Александра Груздева, комиссионная продажа имеет смысл только, если автомобиль не используется и его можно поставить на продажу, а также, если совсем нет времени и желания отвечать на вопросы и показывать машину самостоятельно. Поэтому трейд-ин особенно при покупке нового автомобиля является более выгодным способом продажи.

Таким образом, доля продаж автомобилей с пробегом через официальных дилеров все еще остается незначительной, хотя и имеет тенденцию к росту. В настоящее время на дилеров приходится 2,8% вторичного авторынка, а в целевом сегменте автомобилей до 5 лет эта доля составляет 5,4%, по оценкам «Автостата». Стоит отметить, что подержанные автомобили премиум-класса россияне чаще предпочитают покупать в дилерском центре — 7,1% в целом по рынку и 13,5% в сегменте автомобилей до 5 лет. А вот в масс-сегменте вторичного авторынка доля дилеров значительно меньше — 2,3% и 3,8% соответственно.

По статистике GiPA, в большинстве развитых стран процент продаж автомобилей через дилеров гораздо выше, хотя более половины подержанных машин тоже продается из рук в руки. «Юридическая чистота, подготовка автомобиля, прозрачность технического состояния и иногда гарантия на подержанный автомобиль — все это, конечно, способствует увеличению дилерских продаж. Вместе с тем должно расти доверие автовладельцев к дилерам, что они не будут стараться опустить цену при покупке подержанной машины, если речь идет о схеме трейд-ин. Кроме того, в большинстве случаев продавцы автомобилей с пробегом также хотят приобрести бэушку, но посвежее, а трейд-ин обычно предлагает покупку новой машины. Дилеры пока не могут предложить такой же широкий ассортимент автомобилей с пробегом, который сейчас есть в интернете. А просто на деньги подержанные машины дилеры пока меняют в ограниченном количестве — это тренд пока не очень развит», — рассуждает Александр Груздев.

Дилеры будут продолжать развивать направление продаж автомобилей с пробегом, при этом их доля на рынке вряд ли превысит 25–30%, считает Артем Самородов. По его словам, вторичный авторынок становится более прозрачным — появление единой национальной базы и аналогичного проекта «Автотека», инициатива ответственности за скручивание пробега, программа «электронный ПТС» — все это ведет к повышению уровня цивилизованности рынка. А это именно тот сегмент, в котором работают официальные дилеры.

This entry was posted in Анализ цен на авто and tagged , , . Bookmark the <a href="https://mycarportal.ru/analiz-situacii-na-avtorynke-v-cifrax-my-v-zarulem-rf/" title="Permalink to Анализ ситуации на авторынке в цифрах" rel="bookmark">permalink</a>.

Comments are closed.